Семейное образование — способ воспитать творческого человека

домашнее

Печально звучит, но мы живем в век усредненности, иначе стандартизации. Личность замкнулась в самоанализе подобно индийскому йогу, которому важнее он сам, чем окружающий мир. Сознавая себя исключительными, большинство людей, не способны понять, что являются всего лишь частью огромного стада. Даже пресловутые мировые вершители, – это продукты школьной системы, не способные, не желающие подняться над механикой жизни.

Социализация современной школы

Спросите у любого, необходима ли современная школа, ответ в 90 % – да! Этот ответ навязан системой образования. На самом деле это не единственный способ обучения, ни Достоевский, ни Лев Толстой школу не знали. До начала XX века существовали различные формы образования, из которых домашняя считалась приоритетной, ибо давала лучшие плоды.

Главный аргумент пользы школы, это необходимость социальной адаптации ребенка. Как красиво звучит! А на деле детский коллектив кипит взрослыми страстями, разрушающими душу маленького человека, не способного противостоять, защищаться. Как не вспомнить слова апостола Павла: дурные сообщества развращают добрые нравы.

Ни один взрослый не выдержит ситуации, в которой находится его ребенок: откровенная агрессия, уравниловка полов, насилие над свободой. Система школы убивает творчество. А главное, она подменяет собой семью, её ценности, подменяет авторитет родителей авторитетом одноклассников, учителей.

Социализация школы — это восприятие неокрепшей детской личностью законов школьного коллектива, полное подчинение. По сути, индивидуум растворяется обществом как золото царской водкой. Очередной миф — в социум надо прийти ребенком. Напротив, человек должен познать общество зрелым, укорененным ценностями своей семьи, чтобы суметь устоять, не сломаться коллективом чужих ценностей.

i039447

Известный американский педагог Джон Тейлор Гатто в своей книге «Фабрика марионеток» определил главные пороки современного обязательного школьного образования:

  1. Школа – абсолютно бессистемна. Ученики изучают калейдоскоп дисциплин, никак между собой не связанных. Кроме перекрещивания тем по отдельным предметам, нет объединяющих концепций всего школьного материала.

  2. Система оценок убивает веру в себя. С начальных классов мы делимся на «отличников», «ударников», «троечников», эти ярлыки остаются до конца, редко меняясь.

  3. Система безразличия. Заинтересоваться предметом при системе звонков на перемену невозможно. Урок, прерывается и часто не доводится до логического конца. Нераскрытая тема часто повисает, может остаться пробелом на всю жизнь.

  4. Эмоциональная зависимость. Ожидание похвалы от учителя, одобрения от одноклассников воспитывает человекоугодие, лицемерие, а возможно, наоборот — агрессию, протест. Цель одна — обратить на себя внимание.

  5. Интеллектуальная зависимость. Вырабатывается условный рефлекс на дисциплину, порядок поведения, наказания, поощрения. Это приводит к привычке все делать по инструкции. Человек перестает думать самостоятельно, принимать решения.

  6. Зависимость самооценки от оценки учителей, одноклассников.

  7. Тотальный контроль. Человек привыкает жить под наблюдением, по сути, как заключенный.

    Mozart

Как при таких условиях может появиться Моцарт?

Семья — источник свободы личности

Родная земля продолжает рождать Пушкиных, Ломоносовых, Чайковских, но, попадая под колеса на фабрике школьного образования, они превращаются из гениев в стандартных высококлассных исполнителей. К счастью, законодательством теперь разрешены иные формы обучения:

  • домашнее, требующее сдачи итоговых государственных экзаменов
  • заочное — дополнительно к государственным, ежегодную аттестацию прикрепленной школе

Какой учитель может быть лучше любящего родителя, уже воспитавшего ребенка до 6-7 лет. Родители лучше любого педагога замечают в ребенке способности, развивают навыки, понимают характер и потому не должны бояться брать на себя образование своих детей. Порой родители шире образованы, чем профессионалы учителя.

Семейная школа развивает гармоничную личность, способную к глубокому анализу, синтезу многих дисциплин, формирует целостное видение. К примеру, ребенок воспринимает историческую эпоху вместе с религиозной, философской, архитектурной, научной и культурной составляющей.

Вот только некоторые очевидные преимущества домашнего образования:

  • семья способная обеспечить в условиях любви, контроль информации, поступающей извне

  • семейное образование помогает избежать конфликтов «отцов и детей», осложнений переходного подросткового возраста

  • появляется возможность расширить границы обучения (родители превышают программу обязательного образования), например, заниматься риторикой, знакомить с реальным общественным и государственным устройством

  • прививать хорошие манеры, правила поведения

Этот вид обучения распространен по всему миру, по статистике результаты государственной аттестации домашних детей на 30-35 баллов превосходит средние государственные баллы.

От Спарты до современной России

Исторический опыт древних государств, Спарты и Афин — самый яркий пример двух различных систем обучения. Спарта, государство, воспитывающая марионеток, отбраковывающая «нестандартных», не создало за время своего существования ничего. А государство Афины со школами вокруг личности, напротив, известно небывалым расцветом математики, искусства, философии.

Родиной современного образования является Пруссия. Уже к началу XXVIII века в Германии сформировалась система обучения, производящая послушных граждан, до конца жизни мыслящих рамками, выставленными школой. Даже сегодня Германия запрещает семейное образование, кстати, по распоряжению Адольфа Гитлера!

Эта система пришла в нашу советскую школу. Сменилось несколько поколений учителей, воспитанных ещё на традициях дореволюционной России, и посредственность Спарты восторжествовала полностью. Тоталитарное государство стало производить марионеток.

Для управления людьми государству выгодно школьное невежество более, чем необученная тупость. Несвободный человек, не владеющий грамотным изложением, считающий себя посредственностью, абсолютно безопасен, послушен власти. А немногие люди с ярко выраженными творческими способностями зачастую обманываются различными психоделическими культами. Современное искусство зачахло и сводится просто к выдумке нового, того, что якобы не существовало. Уже творческие круги, высшая школа подверглась стандартизации, усредненности. Проучившись 4-7 лет по навязанным штампам, трудно сохранить индивидуальность.

Ярким примером служит феномен Люка Дебарга, пианиста, лауреата XV конкурса им. Чайковского. Получив музыкальное образование за 4 года до мирового конкурса, он в 25 лет сумел стать самой яркой личностью этого грандиозного состязания. Его талант не был замутнен правилами, стереотипами академического исполнительства.

Мы можем спасти себя

Кто сейчас великий русский философ, композитор, поэт, архитектор? Ответа нет. Это результат стандартизации образования. Как быть с творчеством, для которого нужна свобода, вольность. Сегодня — только семейное образование.

У моего поколения, воспитанного советской властью, в 90-е года произошёл крах системы ценностей. Пелена упала с глаз, до сознания дошла простая мысль: человек, создание Творца — сам творец.

Встал вопрос, как воспитать ребенка свободным от навязанных школой штампов. Мне не довелось полностью обучить дочь на дому, школа все таки оставила след в её жизни, но образовательную систему получилось обмануть. У дочери ярко проявились музыкальные способности. Делая акцент на дополнительном образовании, от девочки не требовали высокие показатели по специальным предметам. Музыкальная школа стала главной, общеобразовательная — второстепенной. Знания по литературе, искусству, истории, философии, религии она получила в семье. Дома же развили грамотную речь и культуру поведения.

Теперь она уже взрослый, эрудированный, гармоничный человек со своими взглядами на жизнь, продолжает совершенствоваться на музыкальном поприще. К тому же, юная женщина — сторонница домашнего воспитания своих будущих детей.

отец-и-сынВозродить нашу родину можно, активно используя право на домашнее обучение. В знаменитой поговорке о 3-х вещах, которые должен сделать мужчина, говорится и о воспитании сына. Воспитать, это научить самому. Отец должен осуществить свое право на рождение сына, а также на его образование.

7 комментариев

  1. Очень спорно. Упускается главный момент – социализация. Опыт общения, трудности. Как домашний «одуванчик» сориентируется в мире?

    1. Споров много да. Я вот с автором в основном согласен. А по поводу социализации как раз, по-моему, это основной миф в образовании. Домашнее не значит «одуванчик». А когда ребенок общается с друзьями, братьями, сестрами, ходит в кружки и секции, для социализации этого за глаза хватит.

  2. Очень понравилась статья. Во многом я согласна с автором. Да, родители не смогут уберечь ребенка от всех школьных проблем, но могут подготовить его психологически и научить с ними справляться правильно на них реагировать. А для этого требуется время, качественное время в любящей домашней обстановке! В садике такому не учат… .

  3. Со статьей согласна. Но вспоминая своего ребенка, могу сказать, что не смогли на него повлиять ни учителя, ни школьная система ценностей. Он их просто не принимал. А влияние на формирование личности в большей мере оказал его тренер и семья.

  4. Никогда не читаю, а тем более не поддерживаю выводы иностранных ученых, по поводу обучения детей, которые живут в разных странах, ведь подход, техника и программа обучения у каждой страны кардинально отличается друг от друга.

    1. Ну люди то одинаковые, в том смысле, что одинаково реагируют на те или иные социальные механизмы. Так что вряд ли методика обучения подходящая для немца не подойдет для русского.

  5. Целиком «за» семейное образование — скучная методика преподавания, строгость (иногда откровенное самодурство) учителей, бессистемность прохождения предметов — все это делает каторгой посещение школы.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.