Про большие и малые финские дороги. А ещё про лосей, зайцев и других зверей.

В Финляндии нет ни одной платной дороги. Обслуживанием дорог занимается государство в целом и муниципальные образования в частности. Как можно заметить на фото, результат вполне достойный.

дорога1

дорога

Любая дорога, кроме основных автобанов страны, может внезапно закончиться прямо у кромки воды. Перед вами окажется невероятных размеров водная гладь и никаких намёков на то, куда же дальше полагается сворачивать. В этом случае придётся пересаживаться на паром.
Такие паромы, как продолжение бесплатной дороги, тоже бесплатны.

aland 025

Автобаны и зимой и летом в полном порядке, а вот с грунтовками, которые и составляют львиную долю просёлочных дорог, всё иначе.
Летом их регулярно подсыпают, утрамбовывают и срезают лишнее. После дождей дороги не раскисают, но местами скользят.

В этом году, когда соседи активно продавали лес и тяжёлые лесовозы разбивали нашу грунтовку, мы пару летних месяцев жили с ямками.
Экономные муниципалы не начинали восстановление покрытия, пока лесовозы не забрали последнюю кипу брёвен.
Брёвна так себе и сохли несколько недель в гигантских штабелях с прицепленными флажками – данными обо всей вывозимой партии.
Кстати, новый лес засевают сразу после вырубки – ходит себе человек с крохотными саженцами сосенок в торбе на шее и засевает их рядами.
А заранее собранные пни и ветки складывают сохнуть и украшать пейзаж в огромные кучи. Такие, как на этом фото.
Они будут сохнуть ещё много месяцев, дожидаясь вывоза и переработки.

Пни и ветки на обочине

Во время осенних заморозков и оттепелей, на просёлочных дорогах образуется плотный панцирь льда, и лежит он, без всякого посыпания гранитной крошкой или песком, до весны. Потому зимой шипы обязательны для всех, «зимняя резина» на таком покрытии не спасает. Иногда и на шипах прилично заносит.
А по обочинам дорог обязательно торчат оранжевые трубочки, обмотанные светоотражающей полосой. Тёмными зимними утрами и вечерами, когда едешь в сплошной белизне снега, отсветы по краям дороги реально спасают от сползания в сугроб.
В конце осени вдоль просёлков проезжает специальная машинка и механически втыкает эти штучки в землю на обочине, весной этот же агрегат едет уже с человеком на подножке и всё собирает назад.
О своём личном заезде надо заботиться самостоятельно. И чистить своими силами, даже если до твоего дома от общей дороги несколько сотен метров. Оранжевые палочки не особо дешёвые: продаются упаковками, выходит примерно по евро за штуку. Все честно их покупают, а на общих дорогах всё, что было поставлено осенью, остаётся до весны.
Если какая-то вешка свалилась, то там же и лежит, никем не похищаемая. Время от времени дорожная служба их поднимает и ставит на место.

Лоси. И аварии

Надо, всё-таки, отдать финнам должное – народ ездить умеет. Единственная пострадавшая в аварии машина, которую я видела, валялась в мелком лесочке именно при асфальтированном просёлке и завалилась она туда летом, прямо в разгар Белых Ночей и на прямом участке дороги. Лежит уже пару лет. Никто её не вытаскивает и запчасти тоже не снимает. Остатки, завязшие среди изломанного мелколесья, обмотаны полосатой ленточкой – типа: «Я в курсе, что и где у меня аккуратненько сложено».
Сначала, по нашей привычке, я решила, что владелец излишне повеселился и уснул на ходу, но теперь думаю, что это вина лося или даже пары-тройки лосей. Водитель, скорее всего, пытался избежать столкновения и съехал в лес. Такие аварии покрывает любая страховка.
Знак «ЛОСИ», на больших трассах, ставят именно там, где лоси ходят с особой регулярностью и настырностью. Поэтому игнорировать его точно не стоит.

лось

На просёлках они могут выходить (или выбегать полным ходом) на дорогу, вообще везде. При этом ведут себя вполне непринуждённо и совершенно игнорируют машины. Для водителя столкновение с лосем смертельно опасно и даже если никто, кроме самого лося, не пострадал, вы обязаны вызвать полицию. Заодно приезжает и бригада егерей для реанимации лося.
За год в стране фиксируется около полутора тысяч таких аварий.
Если увидели зверя заранее и успели остановиться, обливаясь от страха холодным потом, это вовсе не значит, что через пару десятков метров не наткнётесь на выплывающего на ту же дорогу лосёнка-подростка, размером с добрую корову.
Лоси невероятно огромны. Зимой они спокойно переступают через сугробы в полтора метра, которые оставляют агрегаты, очищающие дорогу, вдоль обочины: след копыта с одной стороны, а следующий уже с другой.
Около нас регулярно питается взрослый самец лося – такая небольшая гора. Одними своими размерами он запугал моих лихих собак до того, что они оповещают о его присутствии специальным жутко-пискляво-жалостным лаем. Так и слышно: « Чудище!!! Блиизкоооо!!! Мама, бежииим!!!»
Я только молю бога, чтобы этот лось, когда оженится и заведёт лося-младенца, выбрал бы для семейного очага местечко подальше – лосиха с малышом реально опасна и вполне может напасть на человека, если тот излишне приблизился.

Зайцы, лисы, куницы и норки

Зайцы на просёлках встречаются постоянно, особенно ночью. В свете фар они или останавливаются столбиком или начинают скакать зигзагами по дороге. Если не хочешь столкновения, то приходится тормозить и пережидать пока зверь вдоволь напрыгается и уберётся в сторонку.
Вырастают они до фантастических размеров, хотя начинают свою самостоятельную жизнь и выкрутасы на просёлках с самого юного возраста.
Я встречала и вполне делового зайчонка размером с ладошку, спешащего на поле подкрепиться, и его ленивого родича – размером со среднюю собаку. Вообще редкая поездка вечером обходится без зайцев.
Зато лисы, куницы и норки пересекают проезжую часть не напрягая водителей — быстро и деловито, притом наблюдала я их всегда рядом с жильём, а не в лесу.
Лисицы в Финляндии совершенно крошечные. Даже непонятно, как они могут нападать на таких монстро-зайцев.
Народ в сельской местности активно охотится и держит по несколько породистых охотничьих собак. Но это уже другая тема.

12 комментариев

  1. Красиво так! Простенько с одной стороны, без вычурности. Зато очень аккуратно все у них там.

  2. Вы сильно удивитесь, но аккуратно именно потому, что убирают.
    Свинячат люди достаточно одинаково во всех странах. По обочинам сельских дорог в Ф-ии вполне себе валяются банки и окурки. Как и везде люди делятся на нормальных и убогих. Убогие гадят. Как везде.

  3. Согласна полностью, в Финляндии, конечно, чисто на дорогах, но на сельских так же как и в России.

    1. Всё-таки дороги намного лучше, даже просёлочные, грунтовые. Но что важно, это описанный автором качественный подход: в Финляндии занимается дорожными путями муниципалитет. Плюс граждане весьма сознательные, они осознают, что такое культура.

      Где же у нас найти такие автобаны, на которых дорожные службы окажут вам помощь бесплатно. Разница существенная!

  4. Лоси шикарные, несмотря на всю опасность для автомобилистов… А что убирают лес — молодцы, это все же лучше, чем сидеть и стенать по поводу засорения лесных угодий.

  5. Ситуация со светоотражающими вешками просто изумила. У нас бы все эти вешек, если их никак не закрепить, уже через пару дней бы вдоль дороги не было. Респект финнам)

  6. Для меня идеальная дорога в лесной чаще — это повод для удивления, а для фина обыденность. Разные миры.

  7. Дороги в чащах отнюдь не идеальны, но это всё-таки дороги, а не направления.
    Самое в этом милое, что их регулярно апгрейдят.
    Кстати, зимой чистят только саму трассу. Выезд от дома до неё, а он может быть и несколько сотен метров, ковыряй сам.

  8. Не скажу, что уж такие хорошие дороги по всей Финляндии, есть места, где дорог или нет или они очень плохие.

  9. Был в Финляндии и не раз, дороги там и правда замечательные, да и места очень красивые. Съездите- не пожалеете.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.