Семья — основа становления личности

Пословица, что дитя надо учить, пока оно поперёк лавки лежит, а когда вовсю вытянется — не научишь, звучит как предупреждение родителям о неразумных поступках подросших детей. К сожалению, некоторые взрослые убеждены, что перевоспитывать ребенка, а тем более подростка бесполезно. В противоположность, сторонники пословицы «гни дерево пока молодое», считают право повелевать ребенком — абсолютным.
На самом деле следует идти «царским путем» или серединным. «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным» говорил преподобный Исаак Сирин.

russia

Взросление и привязанность

В действительности воспитание не кончается никогда. Влияние семьи, как мини этноса остается даже после смерти родителей. Привязанность детей к родителям обеспечивает успешное воспитание.
Родители являются проводниками для индивидуации (термин аналитической психологии К.Юнга) своего ребенка, катализаторами духовного роста и становления его личности. Они должны помочь ему стать взрослым. Только обретая самость, благодаря которой реализуются индивидуальные, уникальные способности, человек, подобно птице должен «встать на крыло», вылететь из гнезда.

Привязанность детей к родителям обеспечивает успешное воспитание, при этом, если сердце ребенка открыто и принадлежит взрослому, этот процесс происходит естественно. Любящий родитель готов открыть весь мир своим детям, готов помочь раскрыть способности.

Клинический психолог Гордон Ньюфелд утверждает, что целью воспитания ребенка является реализация его человеческого потенциала, а не контроль и управление поведением. Известный специалист в области детской возрастной психологии, Ньюфелд выделяет три составляющих в реализации человеческого потенциала:

  • жизнеспособность, способность независимо функционировать
  • жизнестойкость, способность переживать неудачи
  • социализация, способность сохраняя свою индивидуальность, общаться с другими

Родительские мифы

Большинство родителей волнует успешность ребенка в школе и обществе. Страх перед тем, что родной маленький человек вырастет неудачником толкает взрослых помещать ребенка в супер элитную школу, в престижные секции, учреждения искусств. Взваливая на него груз непереносимых обязанностей, родители отдаляются от дитя, ослабляя или вовсе разрушая привязанность. Они ошибочно полагают, что воспитать отдельную, самостоятельную личность можно, если заставить ребенка делать все самому, лишить его всякой зависимости. На самом деле, чем больше родители приглашают дитя зависеть от них, тем быстрее ребенок стремится к самостоятельности.

Еще один миф о том, что в подростковом периоде сверстники заменяют родителей и с этим ничего не поделаешь. Однако, именно преждевременное равнение на нелучших сверстников подавляет индивидуальность. Рушится все достигнутое прежде, развитие идет в обратном направлении — ребенок теряет чувство себя, свои мысли. Потому замещение родителей сверстниками ни в коем случае недопустимо.

Правильный путь для человека — это замена родителей единственно собственной индивидуальностью.

Всем школа нужна?

DETAIL_PICTURE_648915_75338413

А пытается ли школа, заменяя собой семью, помочь ребенку реализовать свой потенциал? Способна ли школа создать среду для личностного и творческого роста. Вопрос скорее риторический. Самые милые учителя и наставники не способны заменить любящих маму и папу.

Странно, но у многих людей, прошедших советскую школу, благостные воспоминания о школьной дружбе, походах, добрых наставниках и учителях. В пользу той школьной системы говорится о дисциплине и порядке.Но сколько изломанных и нереализованных судеб невозможно и посчитать.

Проблема инфантильности современных мужчин, о которой исписаны горы научной литературы по психологии, кроется именно в школе. Мальчику, проучившемуся в доминирующем коллективе девочек и женщин-учительниц 8-10 лет, трудно обрести мужественность и ответственность.

Наряду с этим в человеке навсегда возникает отвращение к школе. Достаточно посмотреть на первоклассника и на третьеклассника на линейке 1 сентября. Сравните открытые лица малышей и скучающие, уже уставшие от навязанных правил, опытных учеников. Ребенок попадая в школу, оказывается в бесконечном калейдоскопе учебников, меняющихся высокопрофессиональных учителей, таких же неуравновешенных одноклассников.

Школа разрушая семейную дисциплину, искусственно создана для производства винтиков и механизмов государственной машины.

Семейное образование — естественное право родителей

С 1992 года семейное образование легально в России, закреплено и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Конституция РФ провозглашает, что государство обязуется поддерживать различные формы общего образования. Родители часто добиваются выплаты компенсации за домашнее образование.

Отдавать своих детей в чужую среду на самом деле противоестественно. Дети это наше продолжение, отделение их от родителей приносит им нестерпимые страдания. Вспомните свои чувства, когда родители приводили в детский сад и оставляли, торопясь на работу.

Передавая ребенка школе, родители не хотят жертвовать своей жизнью для него. Конечно, работать в офисе для женщин гораздо проще, чем посвятить себя семье. Это настоящий тяжелый труд, хотя и приносящий плоды семье. Наверное, этой идеей нужно проникнуться, пропитаться, вернуться к традиционной модели семьи. Семья как малая церковь: отец — священник, мать — дьякон, дети — народ.

Сложности, с которыми можно столкнутся на семейном образовании решаемы, они не сравнимы с проблемами школьного образования. Совершенно не сложно составить индивидуальный образовательный план для своих детей и утвердить его в прикрепленной школе. Современные условия позволяют выбрать любую обучающую программу для своих детей. Интернет, обучающие курсы крупнейших университетов мира, мастер-классы лучших педагогов и психологов стали доступны родителям.

Начать учить своих детей не трудно, достаточно решиться. Уже есть опыт семейного образования, есть лидеры и подвижники. В социальных сетях существует группы, которые поддерживают друг друга и обмениваются опытом. В России широко известна член совета директоров «Международной конференции по домашнему образованию» Ирина Шамолина, которая сама воспитывает дома троих детей. Ирина Валерьевна, сторонница классического воспитания на христианских традициях, считает что для начала обучения достаточно иметь:

  • хорошие книги
  • свободное время
  • чистую бумагу
  • ручку

Не стоит переносить школьные приемы домой, научить учиться и привить любовь к познанию главнее. Основа классического образования это тривиум — три стадии взросления и освоения любого знания: факты — анализ — риторика. Следует учитывать, что ребенок на начальной стадии обучения способен и любит запоминать понятия, затем после развития аналитического мышления он способен размышлять и сопоставлять, в старшей школе он готов к изложению, убеждению.

deti.mail.ru_yjmr5GK
Обучение в семье дает широкое поле деятельности для родителей, в итоге дети выгодно отличаются образованностью, рассудительностью и способностью защитить свое мировоззрение.Индивидуальность ребенка вырастает из привязанности к семье, потребности находиться в естественной для него среде любви, которую щедро дарят ему родители.

 

16 комментариев

  1. Я знаю парня после домашнего обучения. Он знает побольше выпускника средней школы!

  2. А я честно таких не видел. Зато я учился в школе, довольно неплохой кстати, и уверен, что ничему хорошему она не учит. Ну и задачи у школы на самом деле другие, не те, что декларируются. И кстати, как-то на больничном был два месяца в школе: очень даже оторвался вперед тогда (справедливости ради замечу, что интернета тогда не было и читал учебники дома, а сейчас бы наверно завис в компе).

  3. Всегда была против строевого порядка, подавления личности и системы советского воспитания. Маму с папой действительно никто не заменит! Поэтому мы с мужем решили, не отдавать свою дочь в детский садик. Сами прекрасно подготовили ее не только знаниями, но и психологически к школе. Все 11 лет обучения, она была лучшей в классе.

    1. Со школой так поступить психологически сложнее. Нам всегда внушалось, что школа — это дорога в будущее и т.п. Про стандартизацию, уравниловку и решение социальных задач, как-то замалчивалось всегда.

    2. Почему же это маму с папой никто не заменит? Очень даже могут заменить и заменяют! Иногда люди бога до конца своих дней благодарят за то, что случилось им воспитываться в приемных семьях, а не у биологических папы с мамой. Человек может хоть десять раз стать родителем, и быть при этом насильником, пьяницей, просто нечестным человеком. Зато вокруг полно других всяких разных (и необязательно «рожавших») дядь и тёть, коим дарить другим заботу только в радость.

      1. Так настоящие папа и мама — не родившие, а те, кто подарили любовь, научили жить, успешно проходя трудные моменты.

  4. Читала и сердце разрывалось. Вспомнила и свою школу, действительно в нас ломали индивидуальность. Мальчикам приходится еще труднее. Воспитанные женщинами, они становятся слабыми, из них вырастают подкаблучники.

    1. Ну тут раз на раз не приходится. Иногда наоборот: стремление все делать назло женщинам как бы в качестве «мести» той противной училке.
      Но увы, по существу на вопрос «что делать» ответа так и нет.

  5. А как Вы думаете sergio, те которые делают все назло всем женщинам , это — нормальные мужчины?! Это — тоже жертвы воспитания. Просто не такие явные.

  6. А я считаю, что родители, обучая детей дома не способны дать им знания в полном объеме. Ведь в школе, почему то специальные предметы преподают дипломированные специалисты, а не самоучки. И дальше идти по жизни такому ребенку будет тяжело, в более старшем возрасте уже тяжелее адаптироваться в коллективе.

  7. К сожалению, некоторые родители настолько контролируют своих детей, что те, вырастая, не способны принимать никаких решений самостоятельно.

  8. Лично я против семейного образования в качестве ЕДИНСТВЕННОГО источника получения знаний и умений. Т.е., разумеется, родители могут и должны уделять своему ребенку максимум своего времени, в т.ч. и на образовательные цели. Но школы общеобразовательной это не заменит, на мой взгляд.
    Дома должны учить ребенка мыслить. Учить формировать и поддерживать свою индивидуальность. В процессе обсуждения школьных событий и поведения учителей/одноклассников (если этого требует ситуация) учить тому, как не стать «винтиком» или «механизмом». Волнуетесь за полноту полученных знаний — проверяйте уроки и углубленно занимайтесь отдельными предметами.
    А просто изменив место просиживания штанов на более уютное ничего не даст. Научиться оставаться собой в системе можно только находясь в этой системе. Иначе выйдет доморощенное чадо с семейным образованием в свет работу искать — а там система)) А у него в багаже знаний одна теория.

  9. Самое главное — это чтобы ребенку самому нравился процесс обучения. А в какой форме это будет — не столь важно.

  10. Школа конечно же может негативно подействовать на любого ученика. Но многие уроки из нее можно вынести уже во взрослую жизнь. Главное — это поддержка семьи. Если ее нет и нападают с разных сторон, то можно получить нехилую психологическую травму.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.