Помнить о смерти

Memento mori — не только известная компьютерная игра, но и латинский призыв к памяти смерти. Говорить об этом не принято. Встречая похоронную процессию, мы отводим глаза, думая о своем конце со страхом. Планируем жизнь, забывая, что смертны, притом внезапно, как говаривал литературный персонаж М.Булгакова.1280px-StillLifeWithASkull-minСемья — последняя гавань

С момента нашего рождения, с первого дыхания на земле начинается путь в небытие. В колыбели входим в мир, в «колыбели» его покидаем, опускаясь в землю. Наше отношение к концу земной жизни противоречиво, в нем ужас, надежда. Люди в мире умирают постоянно: от старости, в результате тотальных болезней, катастроф, насильственно, добровольно. Смерть такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как и рождение. В искусстве теме смерти посвящаются многочисленные произведения. Ученые ищут средства, способные продлить жизнь. Не смотря на это, а еще на множество свидетельств людей, переживших клиническую смерть, она остается для нас тайной.

Лет двадцать назад мне попалась в руки редкая книга врача Петра Калиновского «Переход: последняя болезнь, смерть и после». Запала в душу одна из его главных мыслей, что умирать трудно в любых условиях, но умирать у себя дома легче. Она перевернула мое представление о процессе умирания и принесла большую пользу моей семье.

Мы не задумываясь, отправляем близких в больницу, где им будет обеспечен надлежащий уход, лечение, но часто, особенно в безнадежных случаях, родных лучше оставить дома. Казенная обстановка больницы, чужие лица персонала, неуютные стены никогда не заменят любящей семьи. От родных умирающего требуется не только физическая забота, но и моральная поддержка, демонстрация любви.

В годы яростного атеизма родилось устойчивое мнение, лучшая смерть, это быстрая, желательно во сне, в больнице. Приехали в морг, забрали, закопали. Так и говорится про покойника, хорошо умер – никого не обременил. С глаз долой, чтобы не видеть чужие страдания, не осложнять себе жизнь дополнительной заботой. А где же любовь?

Ухаживать за умирающим родным человеком это не наказание, а духовная привилегия, не всем она выпадает в жизни. Можно привести тысячу аргументов против возможности последней заботы о родных, но стоит заглянуть в свою совесть — все они разлетятся в пыль. Обреченный родственник нуждается в особом отношении, ему страшно. В первую очередь с ним нужно как можно больше контактировать, ведь он уходит. Стоит беседовать о прежней жизни, слушать, не торопясь. 5307-minУмирающий подобен ребенку, только в отличие от крепнущего дитя, день ото дня он слабеет, требуя все больше сил и внимания. Порой неизлечимый больной становится раздражителен, неприятен в разговоре, тогда стоит проявить терпение, но ни в коем случае не обижаться. В фильме Карла Франклина «Истинные ценности» героиня Рене Зеллвегер демонстрирует пример такой заботы об умирающей матери. Этот замечательный образец киноискусства может служить для многих практическим пособием.

Когда в дом пришла беда

Тот, кто столкнулся в жизни с потерей близких, знает, как нелегко порой взять себя в руки, как необходима в этот момент любая помощь, поддержка. Помимо морального удара, на плечи обрушивается тяжесть по оформлению документов, организации похорон. Полезно знать заранее алгоритм действий. Первое, что необходимо — зафиксировать смерть, получив медицинское свидетельство о смерти. Как это сделать, зависит от обстоятельств кончины близкого:

  • если умерший последние 3 месяца болел и состоял на учете в поликлинике, необходимо обратиться туда (даже в выходные и праздники) за справкой; если остались обезболивающие, потребуется их сдать под отчет
  • в случае скоропостижной кончины дома, вне дома, на даче, в гостях  нужно будет вызвать полицию
  • если смерть настигла близкого человека в больнице, медицинское свидетельство оформляют в морге

В полученной медицинской справке не допускаются исправления, поэтому необходимо проверить на месте все указанные в ней данные:

  • даты смерти и выдачи свидетельства
  • паспортные данные умершего
  • запись о месте смерти
  • диагноз с подписью и данными врача, выдавшего документ
  • круглая печать медучреждения

Этот важный документ – отправная точка, с которой начинается вся формальная часть погребения. В каждом городе есть городские и частные похоронные службы, по заключенному договору они предоставляют все услуги от бальзамирования до поминальной трапезы. Они же могут взять на себя и оформление гербового свидетельства о смерти в ЗАГС. Еще важно помнить, что заявление на регистрацию смерти подается не позднее 3-х дней после её наступления (или обнаружении тела).

Не лишнее ознакомиться с действующим в России Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ от 12.01.96 г., чтобы знать гарантированные государством услуги моргов и администрации. В больших семьях похоронные хлопоты делят между родными людьми, собранных общим горем.Крамской-Иван-Николаевич.-Неутешное-горе.-1884-г.-Государственная-Третьяковская-галерея-Москва-640x1050-minТрадиционно хоронят на третий день, но в конкретных случаях это решают по-разному. Верующие люди прощаются с родным человеком по обычаям своей религии. Например, православные перед смертью приглашают священника, устраивают отпевание покойника в храме, предают земле по церковным канонам. Поминают на 3-й, 9-й, 40-й день, а также каждую годовщину, эта традиция идет с древних времен. Когда похороны позади, родного человека уже нет рядом, многие ощущают потерю, пустоту в душе. Даже неверующие в вечную жизнь родственники, нередко после погребения сталкиваются с мистическим чувством незримого присутствия покойного. Духовная связь бывает настолько сильной, что даже смерть её не прерывает.

Смерть и бессмертие личности

Смерть пугает нас потому, что обнажает тщетность жизни, заставляет задуматься о её смысле, а это трудно и скучно. Гораздо легче идти за толпой, повторять за другими, жить для себя. Суета сует не оставляет человеку времени заботиться о душе, о морально-нравственных принципах, о любви к людям. Но есть и герои, готовые положить живот за друга своего. Не ожившие супермены из комиксов, а настоящие, из плоти и крови. Это воины, спасатели, защитники, они есть во все времена и никогда не перестанут быть.

Если встать на позицию атеиста, в самоотверженной жизни для других, в подвигах, нет смысла. Ведь жизнь это только сейчас, здесь, пока бьется сердце. Есть бытие и небытие, а значит все наши поступки, нравственные или нет, не имеют продолжения, они исчезнут вместе с нами. Любое сокрытое злодейство, извращение безнаказанно. Нет разницы между добром и злом. Смерть сравняет всех. Раз нет вечности, все дозволено.

Знаменитые слова советского писателя Николая Островского о смысле жизни, которую прожить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, вполне соотносятся с христианскими принципами. Ведь в них речь идет о совести, главном индикаторе души человеческой. А дух, душа это категории религиозные. Дух, даже подавленный страстями, через душевные тревоги о вечности и смерти мучает человека, удерживая его от дурного.

В молитвах верующие просят избавить их «от внезапные кончины», ведь необходимо проститься, попросить прощение и простить. Это называется приготовиться умирать. Обычно, так происходило и происходит в больших семьях со стариками, пожившими и готовыми оставить своих родных. Умирает, к примеру, бабушка, все прощаются с ней, все благодарны ей за многолетнюю любовь и заботу. В конце концов, она тихо уходит, предоставив близким труд недолго за ней поухаживать. Одно древнее русское сказание начинается словами:

Жил Святослав девяносто лет, жил Святослав да переставился.

Понятие «переставился», а позднее «преставился», дает точное определение смерти как изменению состояния человека, он не исчез, а как бы переместился из одной жизни в другую, в вечность.

Толпы людей на Пасху, а среди них большинство внецерковных, стремятся посетить родные могилы. Они идут на кладбища, потому что хотят верить, что родные люди не ушли навсегда, что они живы по-другому, что с ними можно побыть вместе душою. Иначе сказать, внутреннее чувство бессмертия личности неистребимо в людях, оно сильнее любого скептицизма. Оно выращено вековой культурой нашего народа. Слово «усопшие» ближе нашему сердцу, потому что характеризует умерших родных как успокоившихся, уснувших пусть и навсегда для этой жизни.ta_15-min

 

6 комментариев

  1. Впервые задумалась о смысле слова «преставился». Грустноватый обзор, но заставляет вспомнить о бытие своем. От этого не убежишь.

  2. Первая часть статьи действительно полезна. Но насколько я помню в правилах сайта есть такое : «Запрещены темы на религиозную тематику». А во второй части — сплошная религия.

    1. Трудно избежать упоминания веры, когда речь идет о многовековой российской культуре, сформированной в христианской среде. Сам текст не содержит религиозной проповеди.
      Кстати, атрибутика современного кладбища существенно не изменилась с прошлых веков, смерть всегда связана с мистикой.

      1. Первая часть больше затрагивает душу. С религией всегда много споров. Грустно то, что в реальности ценить время проведенное с близкими начинаешь только тогда, когда на твой звонок уже никто не ответит. И к этому невозможно подготовиться. Смерть учит нас ценить жизнь.

  3. Прочитала, и стало грустно. Вспомнила тех, кого нет рядом. Много лет ощущаю присутствие. Порой не верится, что больше не услышу голос, не смогу увидеть. Иногда веду мысленно диалог. Так много не сделала, не сказала хороших слов. Цените близких, пока они рядом.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.