Еще один плюс в пользу семейного образования

Дерево судят по плодам – непреложная истина. Как относиться к советскому, постсоветскому образованию? Школьные годы удлинились, программы усложнились, а специалистов не хватает, почти нет людей, готовых взять ответственность. Парадокс? Нет, это есть те самые «плоды».

Кризис современной системы 

Не стоить кривить душой, школьные годы большинство из нас радовали отменой занятий по любому поводу, переменками, а огорчали началом учебного года. После школьной линейки под названием «Последний звонок» выпускники традиционно вели за руки первоклассников, это был символ преемственности, бесконечности торжества средней общеобразовательной школы. Сейчас это выглядит жертвоприношением языческому богу по имени классно-урочная система.

Массовая школа выполнила свою величайшую задачу – победила всеобщую неграмотность населения, но как постаревшая прима не желает уходить на вторые роли. Кризис старой школы очевиден родителям, детям, государству. Необходимо решительно менять устройство школьного образования, делать его максимально дифференцированным, безопасным для здоровья детей. Это под силу только нравственно, духовно укрепленным подвижникам со свежим взглядом, свободным от навязанных стереотипов.

Время диктует новые условия жизни, требует иных людей, ставит многоуровневые задачи. Монотонный труд автоматизируется, высвобождая человека-исполнителя для созидательной работы. Производство, быт все чаще требует творческий, инженерный подход. Необходимо возрождать культуру, искусство. Нужны творцы, просветители, герои. Кто примется за дело, из каких недр образования родятся «пассионарии»?

Чиновники от образования не сдаются, придумывают новшества, ужесточают требования, усложняют программы, не меняя при этом суть системы. Бессмысленно порой тратить десятки часов на изучение материала, который доступно освоить в интернете за 30 минут. Их стараниями все больше родителей выбирают другие формы обучения, в частности семейное образование. Большинство семей таким способом в первую очередь стремятся сохранить психическое здоровье ребенка.сентябрьский-стресс-min

Упрямая вещь статистика свидетельствует, что по окончании младшей школы только половина детей остается здоровой в плане неврогенных расстройств. Это настоящая гражданская война, развязанная школьной системой. Невроз — самое распространенное психическое заболевание, примета нашего времени.

Причина неврозов

Для нормальных родителей, коих большинство, физическое и психическое здоровье ребенка во главе угла. Они по опыту знают, с каким букетом болезней выходят в мир выпускники общих школ. Гастрит, колит, остеохондроз, невроз и прочее-прочее. Если физические проблемы родители в силах предотвратить или решить, то психоэмоциональные сбои, стрессы у детей порой имеют необратимые последствия. Известный киносценарист, режиссер Вуди Аллен заметил: у меня ужасное образование. Я посещал школу для психически неустойчивых учителей. Его мнение разделяют многие из тех, кто столкнулся с неуравновешенными женщинами-педагогами, вынужденными заниматься школьной муштрой.

У каждого человека свой биологический ритм. Ломая его с детства, мы наживаем себе болезни. Взять, к примеру, сон. Нарушение сна ослабляет иммунитет, вызывает раздражительность, рассеивает внимание. Большинство школьников, приступая к урокам в 8:30, а просыпаются они в 6:30, эмоционально устают уже через час.660x451_1_fc7a1277e46c06b996e8765159a5b69d@837x572_0xc0a839a2_3595603541467294634-min

Всё вышеперечисленное только поверхностный, дилетантский взгляд на проблему эмоционального дискомфорта ребенка. Профессионалы давно изучают неврозы у школьников, бьют тревогу, выявляют особые возрастные кризисы. Называется даже причина всех школьных неврозов – слабая нервная система и повышенная психическая нагрузка. Получается, что во время школьного обучения кризисы не прекращаются, один сменяет другой:

  • кризис трёх лет (посещение детского сада 3-6 лет)
  • кризис младшего школьного возраста (начальная школа 7-12 лет)
  • подростковый (период полового созревания 12-16 лет)

Список можно продолжить и для взрослых до самой смерти, заложенная с детства привычка к состоянию стресса живет долго. Однако, истинная причина неврозов не названа, хотя видна невооруженным взглядом. Причина нестабильного психического состояния школьников — школа, та самая среда, в которую их помещают, отрывая от семьи!

Специалисты по психологии никогда не согласятся с этим выводом. Их твердое мнение, неврозы проявляются у детей с определенным типом нервной системы. Ниже приведен список свойств ранимой психики, по мнению психологов:

  1. чувствительность, эмоциональность, при разлуке с родителями
  2. беззащитность
  3. тревожность, склонность к беспокойству
  4. впечатлительность от неприятной ситуации
  5. неумение рационально рассуждать в момент эмоционального возбуждения
  6. переживание эмоций внутри себя
  7. потребность в самоутверждении

Речь идет о каком-то особом психотипе или обо всех, совершенно нормальных детях? Вспомните себя, посмотрите на своих детей. Подумайте, как должен вести себя детеныш, которого отняли от мамы. Думаю, 99% детей переживают эти чувства, но лишь у половины они проявляются заметным образом. К неврологам, психологам, психотерапевтам и психиатрам выстраиваются огромные очереди в детских поликлиниках. Родители исправляют таблетками, гипнозом, массажем то, что возможно было избежать.ab8ea28cf2b9141855aa77c5e7f5968d-min

Психологи, они же советские люди, выращенные той же системой, для них школа — существует априори, как вселенная. Раз так, значит надо приспосабливаться, выживать в этих «природных» условиях. Да что психологи, 9 из 10 случайных человек на улице не допускают мысли об альтернативе «родной» школе. Родителям, которые решаются на семейное образование, надо быть готовыми встретить непонимание и осуждение, подчас даже от родных людей, но всё это не стоит «слезинки ребенка».

Реализовать свое право

Выбор формы образования для детей — право родителей, закрепленное Федеральным законом об образовании. Только мамы и папы, заинтересованные в благоприятном развитии ребенка и могут выбрать подходящий для него тип образования. Переходить с одной на другую форму не возбраняется. Несмотря на отмену денежной компенсации, все больше российских семей предпочитают домашнее обучение.

У моей подруги 5 детей, старший заканчивает престижный вуз. Он, как его братья и сестра, обучался дома. Маме было трудно вначале сломать в себе стереотип мышления, она зашла в тупик, пытаясь исполнять роль домашней учительницы. Главная ошибка родителей-семейников это попытка перенести правила школы домой. Ей помогли в центре семейного обучения Игоря Чапковского в Москве. Родители стоящие на позиции семейного образования гарантированно получают там методическую помощь. Сейчас подруга сама опытный домашний педагог. Глядя на её бесценный опыт, понимаешь, только семья может обеспечить индивидуальный подход.

По данным интернета на домашнем обучении в России находится 100 тысяч детей, целый город, и это уже результат. В интернете работают сайты по семейному образованию, на форумах можно обмениваться опытом. Во многих краях появляются различные центры поддержки такой формы образования. При переводе ребенка на домашнее образование, алгоритм действий прост:

  • информирование управления образования о выборе семейной формы образования (заявление)
  • поиск школы, которая поддерживает семейников
  • налаживание отношения с администрацией этой школы, получение информации об условиях обучения и аттестации, прописанных в уставе
  • заявление в выбранную школу о переводе ребенка на семейную форму
  • формирование пакета документов по списку

Стоит попробовать подарить своему ребенку шанс стать свободной личностью. Вернуться в систему никогда не поздно. Хотя семейное образование всегда вызывает удивление у окружающих, уже есть практика и результаты. А результаты — не только успешность в высшей школе и карьере, но и отсутствие психических заболеваний — неврозов, возрастных кризисов. Нет причин, нет последствий!happy-friends-lying-down-on-the-floor_1098-2631-min

8 комментариев

    1. Бог дал, спасибо, AMIR_GOMER! К вопросу о слабости, дети как все люди — разные. В этом-то и смысл — разные дети, разный подход. У одного садовника райские кущи, у другого — японский садик, а у третьего — газон. А семена брали в одном магазине…

  1. Все-таки домашнее обучение ограничивает ребенка в общении с другими детьми. Ведь школа — это один из институтов социализации человека.

    1. Да что школа, лучшим институтом социализации является тюрьма!
      На самом деле, у детей на домашнем образовании гораздо больше свободного времени, они общаются с другими детьми в семье, во дворе, в секциях и т.п. Это более широкий круг общения, чем 30 одноклассников, обреченных на 11-ти летний контакт.

  2. Школа это тренажёр будущей трудовой жизни в разнородном коллективе, а не веселья с друзьями по двору и развлечениям.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.