Опять о таблице умножения

Огромной проблемой для детей является таблица умножения. Её не только необходимо выучить, но и приходится постоянно повторять. Разумеется, всё это обязательно делается с помощью игр. Есть несколько приёмов, облегчающих запоминание таблицы умножения.

Сочетательный закон – первый помощник

Например, вместо того, чтобы умножить на четыре, можно просто число удвоить два раза подряд. А удваивать дети умеют, если, конечно, знают таблицу сложения. Ведь удвоить число, это значит сложить его с самим собою. Вместо того, чтобы умножить на 8, можно умножить последовательно на 4 и на 2, так как 8 = 4 х 2. Аналогично, можно заменить умножение на 6 умножением последовательно на 3 и на 2, так как 6 = 3 х 2. Этим можно пользоваться и при делении, то есть, чтобы поделить на 6, можно сначала разделить пополам, а потом на три.

Переместительный закон – второй помощник

Другой приём основан на переместительном свойстве умножения, то есть, если вы знаете, что 7 х 2 =14, то можно уже не учить, чему равно произведение 2 х 7, оно будет таким же.

a-min
Ещё одно занятное наблюдение, для трудно запоминающегося произведения чисел 7 на 8. Прослеживается такая закономерность: нужно записать подряд числа 5, 6, 7, 8 и проставить математические знаки, получаются 56 = 7 х 8.
Поскольку умножение – это замена суммы одинаковых слагаемых, то дети на первых порах будут помогать себе вспомнить забытые произведения с помощью действия сложения, но от частых повторений эти суммы со временем всё равно отложатся в памяти.
А при умножении на 9 легче вычитать, чем складывать. То есть 6 х 9 = 6 х 10 – 6, шесть умножить на девять, это значит взять и сложить девять шестёрок. А поскольку сумма десяти шестёрок это шестьдесят, то убрав лишнюю шестёрку, получаем 54 – произведение 6 и 9.

Пальцы рук — третий помощник

Рисунки иллюстрируют, как легко можно найти произведение чисел на 9 с помощью счётных палочек

M-min

или даже пальцев.

M3-min

Можно ещё посмотреть с ребёнком ролик, показывающий забавный способ умножения по-китайски.

Но в любом случае всеми этими помогалочками пользуются только на первых порах, доводя ответы ребёнка тренировками, со временем, до автоматизма.

jfrc-min

Игра — помощник «Не собьюсь!»

Есть разные варианты этой игры, вы можете выбрать наиболее удобный для вас.
Первый вариант. При проверке, например, таблицы умножения на 6 (можно выбрать любое число для проверки), вы по очереди с ребёнком ведёте счёт чисел. Числа, кратные шести произносить нельзя. Необходимо вместо этого или подпрыгнуть или сказать: «Не собьюсь! Таблицу знаю» (как договоритесь):
1, 2, 3, 4, 5, Не собьюсь! Таблицу знаю, 7, 8, 9, 10, 11, Не собьюсь! Таблицу знаю, 13 и т. д.
В случае ошибки можно или штрафное очко присудить или начать счёт сначала.
Второй вариант, усложнённый. Нельзя произносить ещё и числа, среди цифр которых есть запретное число: 16, 26, 46, 56, 61 и т. д.


Тренируйте своих деток — в математике тренировки, развивающие мозг, не менее важны, чем в спорте.

4 комментария

  1. К сожалению, даже те дети, которые знали в начальной школе таблицу умножения, забывают её из-за того, что им разрешено пользоваться калькуляторами.

  2. Как много интересного!.. В своё время меня замучили этой таблицей. Сегодня отскакивает от зубов.

  3. В последнем выпуске мультсериала «Фиксики» как раз об этом способе умножения на пальцах рассказывается. Приятно, что создатели мультфильмов тоже стали заботиться о знаниях детей.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.