Крылатые слова

-minДобрый день, дорогие друзья. Мне очень приятно, что многие люди в социальных сетях делают репосты статей «Бабушкиного блога», а это значит, что данный ресурс оказался полезным для людей. Это очень вдохновляет.
Сегодня хотелось бы поговорить о русском языке (или литературе?). Точнее – о фразеологизмах. Мы интуитивно понимаем смысл многих фраз, которые мы слышим с детства: «Я покажу тебе кузькину мать». И мы догадываемся по тону, что нам обещают показать совсем не «маму Кузьмы», как шутят братья Пономаренко , переводя эту фразу на английский язык. Или ещё: «Хватит бить баклуши» — это совсем не означает лупить кого-то. «Длинный, как коломенская верста», — а какова длина у этой версты-то?

Y-min

Игра «О чём фраза?»

Можно даже игру такую придумать.  Предложить детям какой-нибудь фразеологизм и попросить объяснить его значение. А потом посмотреть значение и происхождение этих фраз в замечательных , познавательных и красочных диафильмах по книгам, автором которых является доктор филологических наук, писатель, пушкинист,  знаменитый литературовед и энтузиаст русского языка Валентин Семёнович Непомнящий.

«Почему мы так говорим» (русские фразеологизмы):

или «Хватит бить баклуши»:

Эти крылатые выражения делают нашу речь ярче, эмоционально насыщеннее.

С тех времён, когда в гимназиях изучали латынь и греческий языки, вошли в русский язык и фразеологизмы из древнегреческой мифологии, такие, например, как «троянский конь», «яблоко раздора», «сизифов труд» или «нить Ариадны».

«Почему мы так говорим» (древнегреческие фразеологизмы):

Отдельно следовало бы поговорить о библейских фразеологизмах и словах, уходящих корнями в библейские истории: раскаиваться, блудный сын, ирод, хам, иуда и т.д., но как-нибудь в другой раз.

6 комментариев

  1. Когда мы сами употребляем фразеологизмы в своей речи, то, без сомнения, влияем на своих детей. И не нужно отмахиваться от детских вопросов — а что это обозначает? Ведь иногда и взрослые не могут точно объяснить значение некоторых крылатых выражений.

  2. Да уж. Иллюстрации наглядно представили, что было бы, если бы фразы понимались нами буквально.

  3. Пожалуй, в такой игре не всякий взрослый сможет объяснить многие фразеологизмы. Я бы уж точно не смогла, но диафильмы полезные и просветительское дело — нужное.

  4. Метафоричное мышление (или осмысление)- категория отдельная, важная несомненно. В менталитет углубляет тоже.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.