Игры лингвиста

Трудности с языками

Доброго всем дня, уважаемые бабушки и дедушки.

Очень непростые отношения, особенно у детей с математическим мышлением (а это часто мальчики) складываются с языками: русским, английским и др. Единственное, что мы можем, так это показывать как важно и нужно быть грамотными. Это непросто, но человек на то и разумное существо, чтобы преодолевать трудности. Необходимо ребёнку почувствовать уверенность в своих силах, создайте ему ситуацию успеха, хотя бы в играх.

Целая серия игр основана на стихотворении «Буква заблудилась» Шибаева.

31-min

Посмотрите ролик с текстом этого произведения и предлагаемыми играми на эту тему. Читая кусочек стихотворения, предложите ребёнку исправить ошибки, допущенные автором в тексте. Получится весёлая забава.

Ролик «Буква заблудилась» можно посмотреть на YouTube

Ещё одна игра «Эхо»

010-min

Для увеличения словарного запаса и запоминания правописания слов полезно играть в игру «Поле чудес» или «Цепочка слов».

Цепочка слов

В забаве «Цепочка слов» существительные называются по очереди, это могут быть города, овощи и фрукты, животные и растения, и т.п. Основное правило: каждый последующий игрок называют слово, начинающееся с последней буквы другого слова, придуманного предыдущим игроком. Если последняя буква слова окажется: й, ы, ь,то берётся предпоследняя буква.
Очень нравится детям ещё одна игра со словами, назовём её условно «Типография».

Типография

На листике в клеточку пишется длинное слово – основа игры, например, «параллелепипед» или «электрификация».  Далее, играющие по очереди дописывают к этому слову по одной букве снизу, сверху или сбоку в клеточки так, чтобы образовалось новое слово (но не по диагонали). Читать слова можно как в прямом, так и в обратном направлении, сворачивая под прямым углом. Например, к двум последним буквам «ед» добавляем «д» или «м», дописав эту букву под буквой «е», получаем «дед» или «мед». Число букв – это число выигранных баллов. Баллы суммируются, и объявляется победитель, как только ваш малыш начнёт уставать от этой игры, и, конечно же, частым победителем в этой игре должен быть именно он. Не забывайте хвалить ребёнка за составленные им, особенно длинные, слова.
Ограничения в игре, которые могут быть связаны с лазейкой для мошенничества такие:

  • нельзя составлять имена и фамилии (тут можно нафантазировать что угодно);
  • слова берём в именительном падеже, в единственном числе.

Есть очень забавная игра, помогающая запомнить состав предложения. Назовём её «Чепуха».

Чепуха

Отрезается полоска бумаги. Необходимо на ней по очереди, в тайне от соперника, отвечать на такие вопросы:

  • Кто? (подлежащее)
  • С кем? (дополнение)
  • Где? (обстоятельство места)
  • Когда? (обстоятельство времени)
  • Что делали? (сказуемое)

Как только первый игрок придумал и записал на полоске сверху слово, отвечающее на первый вопрос, он сгибает край полоски, чтобы его слово стало невидимым и передаёт листок второму игроку. Второй игрок отвечает на второй вопрос, и т. д. Получается смешная чепуха, например: «Баба Яга, с рокером, на лысой горе, в день святого Валентина, варили мухоморы»

А ещё одна очень весёлая чепуха получается, если взять любой текст, удалить из него все прилагательные и предложить ребёнку, не глядя в текст, придумывать прилагательные. А вы будете вписывать их ко всем существительным текста подряд, изменяя в соответствии с падежами.

А английский?

Повторить или выучить английский алфавит может помочь замечательная весёлая песенка. Ролик c этой песенкой «ABC songs» (английский алфавит) можно тоже найти и посмотреть на YouTube

Надеюсь, что эти простые советы вам помогут организовать развивающий досуг ребёнка и повторение.

6 комментариев

  1. Такие блуждающие буквы, мне кажется, присущи только русскому языку, поэтому, как знаю по опыту, многим иностранцам из-за этого очень сложно дается изучение нашего языка, поскольку в мало каком языке есть то, то от одной буквы зависит значение слова, причем кардинально.
    Так что, игра есть игрой, но ребенка лучше приучать с детства логически мыслить и получить новые знания, чем к ассоциациям.

    1. Те иностранцы, которые какое-то время пожили в России, начинают понимать тонкости русского языка, которые невозможно усвоить в их университетах без живого общения с простыми русскими людьми.

  2. Спасибо большое. Замечательная статья. Я тоже приглашаю читателей посетить мой сайт http://ритаколесник.рф раздел «Грамматика». В нём у меня размещены уроки знаменитой «Радионяни». «Радионяня» — образовательная программа для младших школьников на всесоюзном радио в 1970-х — 1980-х годах. Она поможит детям перед школой вспомнить грамматику.

  3. Цепочка слов, моя игра с детства, незабываемо, как голова думала над словом на последнюю букву.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.