Добрый день. Хотелось бы продолжить тему помощи детям в поисках «самого себя», выявления их интересов и склонностей, начатую в статье «Как вырастить счастливого человека?» .
С первым шагом мы уже определились — необходимо способствовать всестороннему равномерному развитию интересов ребёнка в школьные годы с тем, чтобы у него был выбор в старших классах. Если он не будет ориентироваться в какой-то дисциплине, например, в биологии, а через годы выяснится, что именно она и является его призванием, будет «мягко говоря» печально. Знакомим ребёнка с окружающим миром — расширяем сферу его интересов, формируем его склонности, выявляем задатки к способностям.
Второй шаг – это знакомство с самими профессиями, с теми требованиями, которые они предъявляют к человеку.
«Следует пояснить, что профессия – это нужная обществу узкая область приложения физических и духовных сил человека, характеризующаяся некоторой суммой требований к его личности. А специальность – вид занятий в рамках этой профессии».
Например, призвание и профессия — «учитель», а предмет, который он ведёт – специальность.
Составляющие формулы профессии
Нам предстоит вывести формулу профессии для нашего ребёнка, учитывая рекомендации, которые даёт психолог Е. Н. Прощицкая в книге «Выбирай профессию».
В связи с этим, необходимо осветить такие важные компоненты формулы профессии:
- предмет труда
- цель труда (наши действия с предметом)
- орудия труда (средства достижения цели)
- условия деятельности.
Тип профессии зависит от того, что выступает в качестве предмета труда:
- техника
- человек
- природа
- знаковая система
- художественный образ.
Небольшое философское отступление
Тут следует сделать маленькое отступление в сторону древней восточной философии. Не буду пересказывать всех тонкостей, просто хотелось бы отметить, что эта философия распределяет предназначения человеческой деятельности в зависимости от месяца рождения таким образом:
- лошадь (21.03 — 20.04); люди, рождённые в этот период, призваны быть первопроходцами, сеять разумное, доброе, вечное;
- коза (21.04 — 21.05); люди этого знака являются созидателями и должны воплощать идеи в жизнь;
- обезьяна (22.05 — 21.06); это связной, призванный просвещать;
- петух (22.06 — 22.07); люди — хранители, окрашивающие творения эмоциями;
- собака (23.07 — 22.08); это светоносцы, они вносят свет, демонстрируют людям сотворённое;
- кабан (23.08 — 23.09); человек – мастер, который исследует и совершенствует;
- крыса (23.09 — 23.10); это миротворцы, они устраняют разлад, способствуют сотрудничеству;
- буйвол (24.10 — 22.11); трудное предназначение – чистильщик, трансформирующий тьму в свет, определяющий цели;
- тигр (23.11 — 21.12); просветитель, несущий духовные ценности, дарящий радость и оптимизм;
- кот (22.12 — 20.01); служитель, привносит ответственность и трудолюбие;
- дракон (21.01 — 18.02); вдохновитель, определяющий будущее планеты, генерирующий идеи будущего;
- змея (19.02 — 20.03); исцелитель, несущий сострадание.
Виды деятельности
К чему было сделано такое отступление? Дело в том, что психологи тоже включают в формулу профессии наши врожденные предрасположенности к тем или иным видам деятельности.
Цель профессии определяется тем, что именно мы используем, преобразуя выбранный предмет труда, то есть различают профессии:
- гностические (исследовательские);
- преобразующие;
- изыскательские (изобретательство);
Средства труда разделяют по используемым средствам производства:
- ручного труда;
- машинного труда;
- автоматического труда;
- функционального труда (использование возможностей организма);
Условия деятельности связаны с условиями труда: бытовыми или в особых тяжелых условиях.
Все названия говорят сами за себя. Наша задача показать всё это ребёнку и исследовать детские возможности.
Способности
Мы гордимся нашими детками, подчёркивая их способности. А что это такое?
Способность – это возможность достичь высоких результатов труда в каком-либо деле.
Сюда относятся прежде всего общие человеческие качества, воспитываемые в семье, и нужные практически во всех профессиях:
- сообразительность;
- внимательность;
- целеустремлённость;
- трудолюбие.
Есть и специальные (специфические) способности: голос, зрительная память, повышенная чувствительность рук и тому подобное, необходимые в узком кругу человеческой деятельности. Необходимо развивать врождённые от природы задатки, преобразуя их в способности ребёнка.
В этом плейлисте знакомят детей с разными профессиями:
Значит, составить формулу профессии, это определить:
- тип профессии;
- цель труда;
- средства труда;
- условия труда.
Подробнее можно прочесть в самом пособии, о котором говорилось выше. В нём есть замечательные тесты для изучения способностей и склонностей детей.
Успехов вам.
Если бы школа и родители помогали детям в выборе своего пути, то насколько бы им было проще стартовать в жизнь.
Наверное, не плохо бы было, если бы эту работу систематически вели школьные психологические службы.